Как «заставить» детей говорить по-английски, или 5 простых шагов к преодолению языкового барьера

Оцените материал
(2 голосов)

titchersФормирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Сегодня это особенно актуально. Ведь в  современном мире практически невозможно найти «место под солнцем» без хорошо развитого умения говорить.

 

 Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, но, безусловно, в первую очередь надо развивать навыки говорения. И многие учителя согласятся, что это задание не из лёгких, а ученики признаются, что именно с этим видом языковой деятельности у них возникает больше всего трудностей.

В основном, к сожалению, учителя сводят процесс говорения к заучиванию фраз, диалогов, текстов, разыгрыванию подготовленных ситуаций, в то время как ученики нуждаются в видах деятельности, которые позволят им улучшить коммуникативные навыки, а это далеко не повторение и не зазубривание готовых фраз. Преодолеть языковой барьер, начать говорить по-английски помогут Free-speaking activities (виды деятельности, направленные на обучение свободному говорению). Но обратите внимание, что free speaking – это не free conversation (когда ученики разговаривают о чём бы то ни было без конкретной цели и задания –«разговор ради разговора»). Free-speaking, наоборот же, означает, что ученики имеют шанс использовать приобретенные навыки в конкретных ситуациях и при достижении конкретных целей.

Все мы знаем, что при обучении английскому языку необходимо помнить о «Трех Р»:presentation (представление темы /нового вокабуляра /грамматики…), practice (практика и повторение) и performance (представление приобретенных знаний, умений, навыков). Так вот Free speaking соотносится с performance. И без любой «Р» процесс обучения получается неполным. Как нельзя пропустить практику, так нельзя на ней и остановиться.

Итак, как же «заставить» детей свободно говорить? Может, нужно не заставлять, а помочь преодолеть языковой барьер и проверить сначала, всё ли мы, учителя,  делаем правильно? Предлагаем пять простых шагов в обучении говорению.

Шаг 1. Имеет ли процесс обучения четко поставленные цели?

 

Для чего вы используете free-speaking activities? Даёте классу шанс попрактиковаться в вокабуляре, который только выучили, повторяете грамматику, фразы или выражения? Free-speaking activities - не могут быть просто временем, чтобы поговорить свободно, они должны быть тесно связаны с материалом, в котором дети упражнялись недавно.

Например, чтобы научиться выражать свое отношение к чему-либо, в учебнике New Challenges 1 предложено задание проработать в парах следующие ключевые выражения:

 1

Шаг 2. Понимают ли учащиеся, что конкретно надо делать, чтобы  достичь поставленных целей?

 

Ученики не поймут, достигли ли они учебных целей, если не будут осознавать конкретного задания. Поэтому предложение типа: « Поговорим о здоровой еде» с треском провалится, не принеся желаемого результата, - не ясно, что  именно говорить, какую проблему решать. Но, если поставить вопрос чётко, то, выполняя понятное задание, дети обязательно достигнут целей обучения. По этой же теме можно предложить разобрать такую ситуацию: Один ученик должен рассказать классу о своих привычках в еде и о своём образе жизни. Остальные дети должны высказать идеи, как сделать его образ жизни и привычки более здоровыми. При этом учитель тоже не остаётся пассивным наблюдателем, а активно «подбрасывает» новые проблемные вопросы в ходе разговора. Чтобы подвести логический итог, можно предложить составить список из 10 идей о том,  что кушать, а от чего следует воздержаться, чтобы быть здоровым.

 

Шаг 3. Интересно ли детям, подходит ли тема по возрасту?

Без сомнения, достигнуть успеха в обучении, можно только тогда, когда дети активно вникают в процесс. А завлечь учеников может только интересующая их тема. Именно поэтому учитель должен быть не только лингвистом, методистом, но и психологом. 

Так, например, в 4 классе детям будет интересно описать невиданное животное - (Discovery Starter: Unit Pets):

2 

 А в 10 – посплетничать о жизни знаменитостей. (Choices Intermediate: Module5 Image):

 3 

Шаг 4. Есть ли возможность посоревноваться?

Ученики, а особенно подростки, очень любят соперничество. Если у вас есть возможность разделить их на команды -  не медлите, делите. Такие виды работы обязательно дадут хороший результат, оживят атмосферу, разбудят воображение. Можно придумать свои задания, или проиграть упражнения, размещенные в учебниках.

Например. Поделите класс на команды, предложите ряд проблемных вопросов, команда, которая найдет решения для  большинства  – победитель. (In Touch 3 p. 47) 

4

 

Шаг 5. Достаточно ли сложное задание?

Дети справятся со слишком лёгкой задачей меньше, чем за две минуты. Но чтобы преодолеть языковой барьер, перестать бояться выражать свои мысли на английском языке, задания должны быть рассчитаны  на 5 минут и больше. Помните, мы даём детям шанс поговорить. Проверьте, достаточно ли препятствий и сложностей, которые дети должны будут преодолеть. 

Например, предлагая спланировать празднование дня рождения, дайте им лимитированный бюджет, но большой список необходимых вещей; много работы, но короткий срок.

Можно использовать и готовые упражнения с учебника, к примеру, в Real Life Intermediate: Unit 7 Fast Food дано задание - обсудить одно из наших традиционных блюд, обратите внимание не просто описать:

 5

И главное, что необходимо сделать, чтобы «заставить» детей говорить – это создать атмосферу, в которой ученики свободно, непринужденно общаются на интересующие их темы. Но помните о том, что класс – оркестр, а учитель – дирижер.

Если у Вас, дорогие учителя, есть свои любимые темы и задания для обучения говорению –  пишите, делитесь опытом обучения свободному говорению, своими идеями. Расскажите всем, почему Ваши ученики свободно говорят smile.  Надеемся, это будет интересно и полезно другим.

Последнее изменение Пятница, 27 Февраля 2015 13:39

Оставить комментарий

Издательства

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку

Корректор

Если Вы вдруг найдёте ошибку на нашем сайте, выделите её и нажмите клавиши Shift+Enter чтобы сообщить нам об этом. 

Социальные сети