(044)240-21-01 phone logo

Психологическая проблема: знакомство, как наладить контакт учитель – ученик-подросток

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)

19 iatefl conference april 25 26 2014 kyiv David Mc Pherson Olena SudakovaНа одном из семинаров на конференции IATEFL в Киеве, который проводил Дэвид Мак Ферсон, специалист по подготовке к сдаче серьезных экзаменов по английскому языку, прозвучала простая человеческая мысль о взаимоотношениях учителя и ученика, о первом знакомстве. Дэвид твердо уверен в том, что если учитель с первого урока не запомнил, как зовут его ученика и не расспросил, чем он увлекается и что его волнует в жизни, то грош цена такому учителю. Я вспомнила Наполеона, который, по словам очевидцев, помнил имена всех солдат своей армии, с которыми был лично знаком.

Первый контакт и период знакомства очень важны. Они закладывают фундамент дальнейших взаимоотношений и, в конечном итоге, оказывают огромное значение на весь процесс обучения и воспитания.


Попасть в мир подростка иногда бывает очень трудно, особенно взрослому. Доступ туда получают только избранные. Как войти в число доверенных лиц? Как наладить духовную связь? Казалось бы, благородная миссия учителя – нести знания и воспитывать моральные ценности. Однако не всегда подростки готовы принять этот наш дар. Мы переполнены благими намерениями, а им все равно. Им часто неинтересно. Они бывают скептически настроены и не воспринимают нас, взрослых. А отсюда и малая вероятность того, что они захотят чему-нибудь по-настоящему научиться и перенять от нас. Когда с этим сталкиваешься в первый раз, становится обидно и больно. Ты отдаешь им свои знания, вкладываешь свое сердце и душу, а они тебя игнорируют, не слышат и не видят. Начинаешь себя корить. Что я делаю не так? Однако я поняла, что винить себя или искать виноватых – путь в никуда. Приходится подбирать соответствующие модели поведения, чтобы стать авторитетом и получить доступ в их закрытый от чужаков мир. Всякий раз этот мостик от сердца к сердцу нужно возводить с каждым подопечным по-новому.


Какой ключик подобрать, когда ученик и учитель еще не знают друг друга? Как шагнуть навстречу друг другу и расположить к себе?


У меня на курсах английского в марте-апреле была очень интересная разновозрастная группа: двое подростков, сестра (15 лет) и брат (13 лет) и двое взрослых, женщина (37 лет) и мужчина (35 лет). Занятия проходили в вечернее время. Естественно все были уставшие в конце дня. Когда я увидела этих детей в первый раз, то подумала, что это два брата. Их привела на учебу мама, которая училась у меня в другой группе. Девочка была похожа на мальчика: физически крепкая, широкоплечая, с короткой стрижкой, одета по-спортивному в стиле унисекс, еще и имя – Саша. Когда начался урок, и мы знакомились, я попросила ее младшего брата, чтобы он рассказал, чем увлекается его старший брат. Он усмехнулся и сказал, что это, вообще-то, его сестра. Я от удивления опешила. Девочка кольнула меня негодующим взглядом и стала похожа на ежика. Як ми, українці, кажемо «наїжачилась». Я, конечно, тут же извинилась за недоразумение. Но первый контакт получился как блин – комом. Однако не одна я ошиблась. Потом после урока мои взрослые студенты сказали, что тоже подумали, что это мальчик.

19 iatefl conference april 25 26 2014 kyivПозже, на этом же уроке мы разучивали по ролям диалог - приветствие, стоя в парах. Я попросила подростков показать, как у них сейчас принято здороваться. Они тут же это продемонстрировали. Ребята пожали друг другу руки, сначала обхватив как обычно четыре пальца правой руки, потом обхватили друг дуга за большие пальцы, а после этого коснулись правыми плечами. Я тут же попросила их научить и меня этому приветствию. Тут уже на меня удивленно глянули и взрослые и молодежь. А Олег, так звали мальчика, все же научил меня этому новому приветствию. Саша наблюдала за нами со стороны и улыбалась. Я поймала ее теплый взгляд, как будто льдинка растаяла. Потом мы узнали, что она занимается плаванием и прыжками на батуте. Нам стало понятно, откуда у нее спортивная фигура и стиль в одежде и прическе. Тут уж мы все вместе пожелали ей стать Золотой Рыбкой Украины, как Яна Клочкова. Атмосфера в классе разрядилась и стала дружеской.

Я думаю, что открытость и искренность, готовность не только давать детям знания, но и самому учиться у них – залог дальнейших продуктивных отношений.

А какие у вас есть в арсенале интересные истории о первом знакомстве с учениками? Попадали ли вы в неловкие ситуации и как из них выходили? Как вы располагаете подростков к себе, создаете крепкие узы и строите взаимоотношения, которые помогают не только в учебе, но и в жизни. Ведь учеба, по большому счету, - это и есть жизнь.

Послесловие

Недавно моя коллега Наталья Хрущакова поделилась на своей страничке facebook рассказом Дмитрия Карпачева о лучшей учительнице в жизни мальчика-сироты. Эта трогательная и добрая история является примером того, как раскрывать свое сердце детям, особенно тем, которые лишились материнской любви и тепла. Я полагаю, что она послужит прекрасным дополнением к теме этой статьи.

facebook

документ Word Дмитрий Карпачев Лучшая учительница

Другие материалы в этой категории: Обучение чтению по УМК English Plus »

2 комментарии

  • Комментировать London Eye Среда, 13 Августа 2014 12:15 написал London Eye

    В історії Дмитра Карпачова про учня-сироту вчителька побачила відразу, що хлопчик неохайний, не спілкується з однолітками і накопичила багато негативних емоцій до цієї дитини. І тільки через півтора року знайомства дізналася про серйозні проблеми в сім'ї хлопчика. Краще пізно - ніж ніколи. Ось чому так важливо, як тільки вчитель бачить, що з дитиною щось не так, не відкладати в довгий ящик і вирішувати проблему якомога швидше. Адже вчитель може виявитися єдиною людиною, яка простягнула руку допомоги.

  • Комментировать AnnBor23 Воскресенье, 22 Июня 2014 11:28 написал AnnBor23

    Студенты-подростки - это особая категория студентов, действительно очень важно наладить с ними контакт. Я стараюсь показывать что мне интересны их увлечения, общаться на равных, не ставить барьер учитель-ученик. Например,можно спросить какую музыку слушает Ваш студент, какие фильмы, сериалы любит, а на следующее занятие послушать его любимую песню или посмотреть фильм на английском языке с заданиями к ним. Тогда вы сможете не только развить Listening skills, но и получить заряд положительных эмоций от такого информативного развлечения.

Оставить комментарий

Издательства

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку

Корректор

Если Вы вдруг найдёте ошибку на нашем сайте, выделите её и нажмите клавиши Shift+Enter чтобы сообщить нам об этом. 

Социальные сети